Тематический план

  • Введение (формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания)

    Введение

    Термин, давший название истории как одной из наук, изучающих

    человеческое общество, греческого происхождения. Он имеет не_

    сколько значений. В дословном переводе он означает повествование,

    рассказ о том, что было узнано, исследовано. В обыденной жизни его

    употребляют как синоним слова «рассказ» или «происшествие». Употребляют этот термин и как обозначение всякого процесса в природе

    и обществе (все, что претерпевает изменения, развивается во времени,

    имеет свою историю).

    Термин «история» используется также для названия одной из гуманитарных наук, изучающих человеческое общество. История — это наука, исследующая прошлое человеческого общества во всей пространственной его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и тенденций развития в будущем. История пытается воскресить прошлое, изучить его в движении, открыть законы этого движения. История — фундамент гуманитарного образования,одна из важнейших форм самосознания людей. большинство историков считали и считают, что история может быть познана как процесс, развивающийся в соответствии с определенными закономерностями. Несмотря на плюрализм как при ответах на глобальные вопросы развития человечества, так и при интерпретации отдельных фактов, существует объективная истина. Ее поисками и занята историческая наука. Поиски истины в истории, историческое познание — сложный, трудоемкий и интересный процесс, требующий как понимания особенностей этого познания, так и определенного профессионального мастерства.

    Роль теории в познании прошлого. Отличительной чертой научного познания является наличие теоретического (объясняющего) мышления. Так как историки являются членами того или иного общества,

    то выработанные в этом обществе философские концепции, теоретические представления, методология определяют характер анализа

    фактического материала. Они будут разными, например, у античных

    историков и летописцев Средневековья, историков марксистов и исследователей других направлений и школ.

    Изучая прошлое, историк, как правило, имеет дело с предметом, которого он в большинстве случаев не видит, с тем, что происходило десятки, сотни, тысячи лет назад.

    Между реально существовавшей действительностью, т. е. прошлым, и результатом исследования ученого — научно воссозданной

    картиной мира — стоит промежуточное звено. Его называют историческим источником.

     Первый вопрос, которым мы задаемся при работе с источниками, насколько точно, адекватно они отражают прошлое. Ведь ясно, что очень многое из прошлого безвозвратно утрачено. И все таки, как показывает опыт исследовательской работы многих поколений историков, наиболее важное и существенное для каждого периода, эпохи, события фиксируется источниками с той или иной полнотой. Задача историка исследователя сводится к тому, чтобы с помощью научных методов изучить источник и выявить необходимую ему объективную информацию. Реально существовавшие в прошлом события или явления обычно называют историческим фактом. На основании выявленных фактов— строятся исторические концепции. Одна из главных особенностей исторического факта — его уникальность, неповторимость.

    Исторический факт можно рассматривать с разных сторон, он много гранен. Он тесно связан с другими фактами, его невозможно отделить,

    изолировать от других фактов. Исторический факт не может быть понят вне места и времени.

    Доказательность выводов — обязательная черта научного познания.

    История как наука оперирует установленными фактами. В ходе анализа фактов выясняется их внутренняя связь и взаимообусловленность.

    Дальнейшее исследование должно идти по пути обобщения, оценки всей совокупности фактов.

    Объект изучения (прошлое человечества) и субъект, его изучающий (историк), предельно сближены. При этом следует всегда помнить, что человек является активным действующим лицом истории и в то время, когда эта история творилась, и в момент ее изучения. Он наделен разумом, чувствами, волей. И действительно, исторические источники крайне субъективны и не могут быть научно поняты без учета уровня сознания и представлений их авторов и действующих лиц.

    Но исторические источники изучает специалист или любой другой

    человек, и они, в свою очередь, подходят к ним с точки зрения своего

    мировоззрения, уровня подготовки и т. п. Изучающие источник люди

    также всегда субъективны. Многократно субъективизированное знание

    значительно затрудняет поиск истины.

    Результатом работы историков являются их труды — от первых несовершенных форм фиксации представлений человека о природе и обществе до монументальных книг о всемирной истории. Историей исторической науки, ее становлением и развитием во времени занимается специальная дисциплина — историография. Фольклор. Русская историческая наука развивалась как часть мировой историографии. Элементы исторических знаний у восточных славян появились в ответ на практические потребности людей. Они нуждались

    в накоплении и передаче своего исторического опыта от поколения

    к поколению. Первоначально исторические знания возникли в виде легенд, преданий, былин, мифов в догосударственный период.

    Поскольку передача информации шла через устную традицию,

    происходило смещение событий, объединение похожих фактов, искажались детали. Однако основная часть информации, шедшей от поколения к поколению, оценка исторических событий и явлений, их роли в жизни общества оставались верными.

    Другой важной чертой сознания на этом этапе было стремление

    людей объяснить факты общественной жизни и явления природы действиями сверхъестественных сил. Система знаний о мире и человеке заключалась в разнообразных мифах, отразивших в поэтической форме накопленный жизненный опыт поколений как результат действий богов, героев, демонов. Фольклор восточных славян, таким образом, был начальной стадией возникновения у них элементов исторических знаний.

    У восточных славян первые письменные сочинения, содержавшие исторические записи, возникли после изобретения азбуки великими славянскими просветителями Кириллом и Мефодием.

     С конца X в., как считают исследователи, берет свое начало русское

    летописание. В начале XII в. монах Киево_Печерского монастыря

    Нестор составил самый знаменитый русский летописный свод

    «Повесть временных лет».

    Летопись была делом государственным. Она возникла как жанр

    исторической литературы после принятия Русью христианства, определявшего мировоззрение составителей и заказчиков летописей.

    Историческая мысль в Средние века была подчинена богословию.

    Библейский рассказ о сотворении мира и человека считался единственно верным. Божественное провидение — творец истории, главная

    первопричина всех событий. Эти события являются результатом

    борьбы божественной и дьявольских сил. От слова «провидение» мировоззрение средневековых летописцев принято называть провиденциализмом.

    Историческое время понималось летописцем как линейное; считалось, что для него характерно поступательное движение (от сотворения мира до конца света). Линейным пониманием времени объяснялось и расположение материала в летописях по годам.

    Способ передачи информации в летописях определялся как религиозным мировоззрением авторов, так и авторитетом старины, прецедентом. В летописании, как и в средневековой живописи и архитектуре, писатель и художник должны были следовать определенным образцам, канонам, литературному этикету. В летописи, как правило, отсутствуют полутона: положительные герои наделены всеми чертами идеальных людей, отрицательные предстают скопищем всех пороков.

    История была важнейшим аргументом в борьбе властителей. В летописях преобладают сюжеты политической истории, написанные пером пристрастного сочинителя.

    XIV—XVI вв. вошли в мировую историю как эпоха Возрождения, эпоха гуманизма

    и рационализма (от лат. ratio — «разум»). Рационализм пришел на смену схоластике, основным тезисом которой было: «главное — верить, а не знать».

    Это было время, когда в наиболее развитых странах Европы началось духовное раскрепощение человека. Человеческий разум становился единственным мерилом всего происходящего. Особенностью гуманистической историографии было то, что историческая мысль

    начала освобождаться от безусловного господства богословия. История трактовалась как результат деятельности людей; не Бог, а человек оказывался в центре исторического процесса.

    Летописание как ведущий жанр исторической литературы просуществовало в России до конца XVII в. Оно не могло не испытывать на себе воздействия отдельных сторон европейской общественной мысли. В русском летописании XV—XVII вв. усилилось внимание к человеческой

    личности, мотивам деятельности людей, появились исторические сочинения, не связанные с формой изложения по годам. Наблюдались попытки выйти за рамки литературного этикета.

    В XVII—XVIII столетиях в результате успехов естественных наук перед историками была поставлена задача — увидеть причины, факторы, объясняющие движение и изменчивость мира. Исторические знания превращались в науку. Была введена новая периодизация истории — разделение ее на древнюю, средневековую и новую, которая

    принята в исторической науке до наших дней. Стали различать авторский текст, вводилась система ссылок на документы. В России процесс становления исторической науки был связан с именами выдающихся исследователей XVIII в. — В. Н. Татищева и М. В. Ломоносова.

    В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов. Василий Никитич Татищев

    (1686—1750) не был профессиональным историком. Он не получил

    исторического образования, ибо такового в России еще не существовало. Как писал В. О. Ключевский, «он для самого себя стал профессором истории». Татищев родился в семье псковского помещика. Среди его предков была царица Прасковья — жена Ивана V. Окончил в Москве Инженерную и Артиллерийскую школу. «Птенец гнезда Петрова», Татищев был участником Великой Северной войны, выполнял самые различные поручения императора. Бывал по его заданиям в Германии и Швеции, дважды (1720—1722 и 1734—1737) управлял казенными заводами на Урале, основал там Екатеринбург, активно участвовал в дворцовой борьбе при воцарении Анны Иоанновны в 1730 г., был астраханским губернатором (1741—1745).

    Татищев в 1719 г. получил задание Петра I составить географическое описание России. С тех пор он начал собирать материалы по русской истории. Им составлен первый энциклопедический словарь «Лексикон Российский», доведенный до буквы «к». Перу Татищева

    принадлежит также первый научный обобщающий труд по истории

    нашей страны — «История Российская с самых древнейших времен». Он

    начал писать ее в 20_х гг. XVIII столетия. Изложение доведено до

    1577 г. Татищев стоял на позициях рационалистического объяснения истории. Он впервые сделал попытку выявить с точки зрения науки закономерности русского исторического процесса. «Науки главное есть,

    чтобы человек себя познал», — писал Татищев. Он полагал, что знания

    и просвещение определяют ход истории.

    Татищев первым предложил периодизацию истории России с точки

    зрения развития государства: 1) «совершенное самовластительство» (862—1132); 2) «аристократия, но беспорядочная» (1132—1462);

    3) «восстановление единовластия» (с 1462).

    Идеалом Татищева была абсолютная монархия. Причины событий

    он пытался объяснить через деятельность выдающихся людей. Труд Татищева во многом еще напоминает летопись, материал в нем расположен в соответствии с правлениями князей. До сих пор сохраняют ценность попытки Татищева критически относиться к источникам, многие

    из которых, утерянные впоследствии, сохранились только в изложении

    историка. Спор об их достоверности продолжается и сегодня.

    Великий русский ученый энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) сыграл крупную роль во многих сферах науки, в том

    числе и в изучении истории. Достаточно сказать, что он был автором

    учебника по русской истории. Его «Древняя Российская история»

    и другие исторические работы написаны, как и труд В. Н. Татищева,

    с рационалистических позиций. Ломоносов использовал сравнительно

    исторический метод, сопоставляя историю России с Западной Европой). Его полемика с работавшими в Петербургской Академии наук

    немецкими специалистами Г. Байером и Г. Миллером положила начало осуждению так называемой норманнской теории.

    Н. М. Карамзин. Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) по праву признан крупнейшим русским дворянским историком. Сын помещика Симбирской губернии, Карамзин учился дома, затем в частном пансионе в Москве, посещал лекции в Московском университете. После путешествия по Европе издавал «Московский журнал» (1791—1792), «Вестник Европы» (1802—1809), где выступал как писатель сентименталист.

    В 1801 г. он получил от Александра I официальный заказ — написать историю России — и должность историографа. Замечательный

    писатель на всю оставшуюся жизнь «постригся в историки». Оказавшись на государственной службе, Карамзин получил доступ к государственным архивам, хранилищам летописей и других источников по

    русской истории. Опираясь на труды предшественников (В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова, М. М. Щербатова и др.), Н. М. Карамзин

    создал 12_томную «Историю государства Российского». Изложение

    в ней доведено до 1612 г.

    «Появление “Истории государства Российского”... — писал

    А. С. Пушкин, — наделало много шуму и произвело сильное впечатление... Светские люди бросились читать историю своего отечества.

    Древняя Россия, казалось, была найдена Карамзиным, как Америка

    Колумбом. Несколько времени ни о чем другом не говорили».

    «История государства Российского» была написана для широкого

    круга читателей. Поступки и дела реальных исторических деятелей

    Карамзин оценивал с позиций здравого смысла, объясняя их психологией и характером каждого персонажа.

    Как правило, материал в карамзинском труде располагался по княжениям и царствованиям. Новой была периодизация русской истории.

    По Карамзину, она делилась на Древнейшую (от Рюрика до Ивана III),

    характерной чертой которой была система уделов, Среднюю (от Ива_

    на III до Петра I) с единовластием и Новую (от Петра I до Александра

    I), когда резко менялись гражданские обычаи.

    Такая периодизация во многом объясняется концепцией историка.

    Главная мысль, пронизывающая труд, — необходимость для России

    мудрого самодержавия. «Россия основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием», —

    писал Карамзин в другом своем сочинении — «Записке о древней

    и новой России». Следует отметить, что не всякое самодержавие Карамзин считал благом для России. Народ, по его мнению, имел право

    на восстание против князей и царей, нарушавших принципы мудрой

    самодержавной власти. Карамзин осуждал тиранию Ивана Грозного,

    деятельность Анны Иоанновны, Павла I.

    «История государства Российского» стала на многие годы настоль_

    ной книгой по отечественной истории. Труд Карамзина был написан

    на уровне мирового исторического знания той эпохи.

    С. М. Соловьев. Сергей Михайлович Соловьев (1820—1879) по праву

    признан самым выдающимся русским историком XIX в. Он сформировался как исследователь в эпоху, когда решался вопрос об отмене

    крепостного права. Тогда же развернулась полемика между западниками и славянофилами о путях развития России.

    По своим убеждениям и взглядам С. М. Соловьев принадлежал

    к числу западников. Он родился в Москве в семье священника. Вся его

    жизнь была связана с Московским университетом, где он прошел путь

    от студента до ректора. Академик С. М. Соловьев был также директором Оружейной палаты, председательствовал в Обществе истории

    и древностей российских при Московском университете, был учителем истории будущего императора Александра III.

    По своим убеждениям С. М. Соловьев был умеренным либералом.

    Как ученый он сложился под влиянием гегелевской диалектики и идеи

    об «органическом», т. е. объективном и закономерном, характере развития исторического процесса. Он считал, что историк должен «уяснить... постепенный ход истории, преемство явлений, естественный,

    законный выход одних явлений из других, последующих из предыдущих».

    Главный труд всей жизни С. М. Соловьева — «История России

    с древнейших времен» в 29 томах.

    Опираясь на идеи гегелевской диалектики, С. М. Соловьев видел

    причины движения русской истории во взаимодействии трех объективно существовавших факторов. В качестве таковых он выдвигал

    «природу страны», «природу племени» и «ход внешних событий». Придерживаясь сравнительно исторического метода, С. М. Соловьев видел

    своеобразие истории России и Западной Европы, но не их противоположность. По его мнению, природа для Запада была матерью, для России — мачехой. На востоке Европы отсутствуют естественные рубежи

    в виде горных хребтов и морских берегов, здесь мало населения, постоянно ощущается угроза кочевых вторжений, климат носит резко

    континентальный характер. На территории Восточной Европы происходила многовековая борьба «леса» и «степи». Шел процесс освоения

    (колонизации) новых территорий, перехода от родовых к государственным началам.

    По мнению С. М. Соловьева, в истории России огромную роль играло государство — «высшее воплощение народа». Объективно действовавшие географический и этнический факторы привели к возникновению в Восточной Европе крупнейшей державы. «Огромная

    равнина предопределила образование оного государства», — писал

    Соловьев. Ход внешних событий диктовался, таким образом, реальными объективными задачами.

    Важнейшей вехой в истории России С. М. Соловьев считал петровские преобразования. Именно с Петра I он начинал новую русскую

    историю. Ученый показал связь, жизненную необходимость, закономерность и преемственность петровских преобразований с предшествующим ходом развития страны.

    С. М. Соловьев с позиций своего времени создал выразительную,

    цельную и наиболее полную картину истории России. До сих пор

    «История России с древнейших времен» сохраняет значение как общепризнанная энциклопедия русской истории.

    В. О. Ключевский. Василий Осипович Ключевский (1841—1911) происходил из семьи священника Пензенской губернии. Вся его жизнь,

    как и жизнь С. М. Соловьева, была связана с Московским университетом, который он окончил в 1865 г. Ключевский стал преемником Соловьева на кафедре русской истории. Его блестящие, полные остроумия, яркие по форме и образности лекции снискали ему огромную популярность.

    По своим убеждениям Ключевский был умеренным либералом. Революционные взгляды он не принимал и на первое место ставил науку,

    «которая вечно пребывает и никогда не падает».

    Наряду с лекциями известность и славу В. О. Ключевскому при_

    несли его исторические труды, среди которых итог его исследовательской и лекционной деятельности — «Курс русской истории», пользовавшийся огромной популярностью при жизни автора и не утративший значения и в наши дни. Изложение в нем доведено до Крестьянской и Земской реформ 1860 х гг.

    По своим философским взглядам В. О. Ключевский

    стремился выявить всю совокупность конкретных знаний, фактов,

    внутренних и внешних факторов, сочетание которых определяет ход исторического процесса. Ключевский считал, что всемирная история развивается в рамках

    «общих законов строения человеческого общества». В то же время для

    каждой страны, каждой «местной истории» характерны особенности,

    обусловленные сочетанием географического, этнического, экономического, социального, политического факторов. Причем для каждого периода истории сочетание факторов порождает определенную сумму идей. Смена этих идей и мировоззрений составляет движущую силу истории. Исходным моментом истории каждой страны является природно географический фактор. В. О. Ключевский считал, что в истории России решающую роль играло освоение (колонизация) территории. В. О. Ключевский создал новую общую концепцию русской истории, разделив ее на периоды, каждый из которых представлял собой определенный этап в жизни страны. VIII—XIII вв. В. О. Ключевский характеризовал как Русь Днепровскую, городовую, торговую. XIII — первую половину XV в. — как Русь Верхне_Волжскую, удельно-княжескую, вольно-земледельческую. Вторая половина XV — начало XVII в. — это Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая.

    Время после Смуты и до Великих реформ В. О. Ключевский называл

    «новым периодом русской истории», всероссийским, императорско дворянским периодом крепостного хозяйства, земледельческого и фабрично заводского.

    В. О. Ключевский и его коллеги дали яркую и многогранную кар_

    тину русской истории. Впоследствии их будут упрекать в непонимании закономерностей развития России. А последний этап развития

    дореволюционной историографии (конец XIX — начало XX в.) даже

    получит название эпохи кризиса буржуазной науки, не сумевшей якобы

    увидеть в истории страны закономерности ее социалистического пре_

    образования.

    Советская историография. Советская историческая наука в сложных для развития историографии условиях послереволюционной Рос_

    сии в целом успешно выполняла свои общественные функции. Выявлялись и собирались новые исторические материалы, делались попытки нового прочтения прошлого, велись дискуссии. Создавались

    новые архивы, музеи, научные центры. Особенно успешно изучались

    социально-экономическая проблематика, движения народных масс.

    Однако господство в теоретической сфере только одной концепции

    существенно сковывало творчество ученых. Легче было тем, кто занимался более древними этапами развития страны. Что же касается советской истории, то здесь не могли не торжествовать декретированные сверху оценки. Исторический материализм стал единственной

    философией истории.

    В основе материалистического понимания истории лежит учение

    о социально-экономических формациях. Движущей силой истории

    признавалась классовая борьба.

    Общество в своем развитии проходит через последовательную, закономерную смену определенных стадий и фаз, складывающихся на

    основании определенного уровня развития экономики. К. Маркс

    и Ф. Энгельс называли эти стадии общественно-экономическими

    формациями. Общественно-экономическая формация — это исторически определенный тип общества, представляющий особую ступень в его

    развитии (первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический). Экономический

    базис каждой формации определяется господствующим способом производства материальных благ. Однако абсолютно чистых формаций

    нет. В каждой из них наряду с господствующим способом производственных отношений сохраняются остатки старых и возникают зачатки

    новых производственных отношений. Их обычно называют укладами.

    Например, при господстве феодальных производственных отношений

    сохраняются первобытно-общинные и рабовладельческие отношения

    (уклады) и зарождается на определенном этапе капиталистический уклад хозяйства. Общественно-экономические формации дают возможность проследить поступательное развитие человечества со ступени на

    ступень в целом. Однако в силу разнообразных обстоятельств (климат,

    географические, этнографические, внешнеполитические, этнические

    и другие факторы) история различных народов, стран, регионов развивается неравномерно и имеет свои особенности. Влияние исторического материализма и сейчас ощутимо в отечественной историографии,

    особенно в работах по социально-экономической истории.

    Историческая наука сегодня. Сегодня, когда Россия переживает

    сложные и мучительные годы поиска оптимального для страны пути

    развития, особенно обострилась борьба в сфере исторического знания.

    Можно встретить самые разнообразные теории, объясняющие ход истории. Многие современные сочинения по истории написаны с позиций теорий презентизма (от англ. present — настоящий). Сторонники

    этой теории убеждены, что история непознаваема и каждое поколение

    переписывает историю заново исходя из своих убеждений с точки зрения современных политических и идеологических конфликтов.

    Интерпретация исторических событий ведется и с позиций новой

    мифологии, которая рождается в условиях, когда представители науки

    не в силах объяснить ход истории. Вновь стали популярны работы,

    в основе которых лежит религиозное (клерикальное), провиденциалистское понимание исторического процесса.

    Сохраняют свое значение теории, отводящие решающую роль

    в развитии общества какому-то одному фактору: экономике (марксизм), духовному началу (П. А. Сорокин), этапам развития этносов

     (Л. Н. Гумилев). По-прежнему в моде различные модификации позитивистского подхода к изучению прошлого. Историки, стоящие на

    позициях позитивизма, стремятся выяснить, зафиксировать все возможные исторические факты и факторы — экономические, географические, социальные, этнические, психологические и т. п. Большой популярностью в наши дни пользуется учение школы «Анналов»

    (основоположники — французские историки М. Блок, Л. Февр, объединившиеся вокруг журнала «Анналы»). По мнению сторонников

    этой школы, в центре истории стоит человек во всех его жизненных

    проявлениях, чья культура может быть понята с точки зрения совокупного действия всех факторов (антропологический подход).

    Все сегодняшнее многообразие подходов к объяснению исторического процесса можно свести к двум направлениям: линейный тип (признание поступательного, прогрессирующего движения человечества от

    низших форм к высшим, через которое, как правило (хотя и в разное

    время), проходят все народы) или циклический тип (развитие человечества через систему локальных, равноценных друг другу цивилизаций

    или культурно_исторических типов). В последнее время цивилизационный подход, как его называют некоторые историки, получил широкое

    распространение в учебных пособиях по русской истории.

    Теория локальных цивилизаций была разработана в трудах русского социолога Н. Я. Данилевского (книга «Россия и Европа: взгляд на

    культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому», 1871), немца О. Шпенглера («Закат Европы», 1918), англичанина А. Тойнби («Постижение истории», 1936). Под локальной

    цивилизацией принято понимать единую во всех проявлениях культур

    но историческую систему, обладающую внутренним механизмом

    функционирования. Некоторые исследователи пытаются совместить

    теорию локальных цивилизаций с теорией циклов, которые пронизывают все сферы человеческой жизни (экономику, этнос, социально

    политическую сферу, духовный мир и т. п.)


  • Тема 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны

  • Тема 1.2 Первая мировая война

  • Тема 2.1 Революционная волна после Первой мировой войны

    Вопросы к практическому занятию

    1.Образование новых национальных государств

    2.Ноябрьская революция в Германии

    3.Советская власть в Венгрии

    4. Образование Турецкой республики

     Литература

    Новейшая история стран Европы и Америки. Родригез, Пономарев


  • Тема 2.2 Версальско-вашингтонская система .Страны Запада в 1920-е гг

    Вопросы к практическому занятию

    1. Парижская мирная конференция

    2. Лига наций

    3.Вашингтонская конференция

    4.Противоречия Версальско-Вашингтонской системы международных отношений

    5. Пацифизм на мировой арене

    Литература

    Новейшая история стран Европы и Америки. Родригез, Пономарев


  • Тема 2.3. Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии

    Вопросы к практическому занятию

    1.Влияние первой мировой на ситуацию в Азии

    2.Модернизация и милитаризация Японии

    3.Революционное движение в Китае. Сунь Ятсен

    4. Японо-китайская война

    5. М. Ганди. Гандизм

    Литература

    Новейшая История стран Азии и Африки XX век. Родригез


  • Тема 2.4 Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США

    Вопросы к практическому занятию

    1. Великая депрессия

    2.Новый курс Ф. Рузвельта

    3.Послевоенная политика США в межвоенный период

    Литература

    Новейшая история стран Европы и Америки. Родригез, Пономарев

    История США. Иванян

  • Тема 2.5 Нарастание агрессии. Гражданская война в Испании.

    Просмотр документального фильма "Гражданская война в Испании. Последнее большое дело" 

    https://www.youtube.com/watch?v=1RrEZh2u_w0


    • Тема 2.6 Развитие культуры в первой половине ХХ в.

      1. Охарактеризуйте главные направления развития науки и техники в первой половине XX в.

      2. Какие новые течения появились в искусстве в первой половине XX в.?

      3. Чем характеризовалось развитие литературы и театра между двумя мировыми войнами?

      4. Как недемократические режимы повлияли на развитие культуры?


    • Тема 3.1 Зарождение фашизма. Вторая мировая война

      Вопросы к занятию

      1. Раскройте причины появления и распространения фашизма в XX в., дайте его характеристику, сопоставьте с тоталитаризм

      2. Что вызвало Вторую мировую войну, какой была расстановка участвующих в ней стран, какие этапы она прошла и как закончилась?

      3. Сопоставьте размеры человеческих и материальных потерь в Первой и Второй мировых войнах.

    • Тема 3.2 Определение причин, этапов, последствий Гражданской войны в России.

      Вопросы к занятию

      1. Установление советской власти

      2.Бресткий мир

      3. Гражданская война и интервенция

    • Тема 3.3 Идеология периода гражданской войны и военного коммунизма

      Вопросы к занятию

      1. Борьба с капиталом

      2.Военный коммунизм

      3. Социальные преобразования

    • Тема 3.4 Страны Дальнего востока в 40-50 годы

      Вопросы

      1.Китай в 40-50 годы

      2. Япония в 40-50 годы

    • Тема 3.5 Начало холодной войны, Гонка вооружений

      Вопросы

      1. Переход к политике "холодной войны"

      2.Создание социалистической системы

      3. Гонка вооружений

    • Тема 3.6 Западная Европа в 50–80-е годы ХХ века

      Вопросы

      1. Малые страны Западной Европы после Второй Мировой войны

      2. Особенности социально-экономического и политического развития малых стран Западной Европы во второй половине XX в.

      3. Международное положение малых стран Европы.

    • Тема 3.7 Страны Латинской Америки в 60-90-е годы

      Вопросы

      1. Страны Латинской Америки в 60-е годы

      2. Страны Латинской Америки в 70-е годы

      3. Страны Латинской Америки в 80-90-е годы

    • Тема 3.8 Страны Азии и Африки в 60-90-е годы

      Вопросы

      1. Политическое развитие стран Юго-Восточной Азии

      2. Социально-экономическое и политическое положение колоний в Афирике


    • Тема 3.9 Политические и интеграционные процессы на постсоветском пространстве

      1. Охарактеризуйте географическое положение России. С какими государствами наша страна граничит но суше и по морю?

      2. Изменилось ли, на ваш взгляд, политико- и экономико-географическое положение России в последние годы?

      3. В чем состоят особенности современного геополитического положения России?


    • Тема 4.1 Власть экономика и общество в условиях войны

      Вопросы

      1. Война и экономика.

      2. Война и общество

      3. Распутинщина.

      4. Грозный кризис

    • Тема 4.2 Великая российская революция 1917 г.

      Вопросы

      1. Двоевластие

      2.Политические партии

      3. Государственное строительство

      4.Социально-экономическая политика

      5.Внешняя политика

      6.Национальная политика

      7.Июльский кризис. Конец двоевластия

      8.Корниловский мятеж

      9.Нарастание политического кризиса в сентябре—октябре 1917 г.

      10. Общенациональный кризис

      11. Курс большевиков на вооруженное восстание

      12.Подготовка восстания

      13.Вооруженное восстание в Петрограде 24—25 октября 1917 г.


    • Тема 4.3 Первые революционные преобразований большевиков

      Вопросы

      1.Социальные преобразования.

      2. Внешняя политика. Брестский мир

    • Тема 4.4 Советское государство в период НЭП

      Вопросы

      1.Положение Республики после Гражданской войны

      2.Сущность и содержание НЭПа. 1921—1929 гг.


    • Тема 4.5 Определение сущности, достижений, противоречий нэпа, причины его свертывания.

      1.Характеристика НЭП

      2.Социалистическая модернизация в СССР

      3. Коллективизация сельского хозяйства

    • Тема 4.6 Анализ предпосылок, причин и итогов проведения индустриализации и коллективизация.

      Вопросы

      1. Индустриализация

      2. Первый пятилетний план 1928г-1932г

      3. Вторая пятилетка 1933г-1937г

      4.Коллективизация

      5.Осуществление коллективизации

      6.Итоги и последствия

    • Тема 4.7 Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг. Культура периода нэпа.

      Вопросы

      1. Идеолого-партийный контроль

      2. Образование

      3. Культура

    • Тема 4.8 Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. СССР накануне Великой Отечественной войны.

      Вопросы

      1. Международное положение СССР

      2. Укрепление международного положения СССР.

      3. Проблема коллективной безопасности в 1930е гг.

      4.Борьба с японской агрессией.

      5. СССР в системе международных отношений накануне войны.

      6. Расширение территории


    • Тема 4.9 Курский край в 1920-1930 гг

    • Тема 5.1 Первый период войны (июнь 1941 – осень 1942).

      Вопросы

      1.СССР и Германия перед войной.

      2.Начальный период войны.

    • Тема 5.2 Период коренного перелома

    • Тема 5.3 Сравнительный анализ основных сражений Великой отечественной войны.

    • Тема 5.4 Человек и война единство фронта и тыла.

      Вопросы

      1. Повседневность военного времени.

      2. Человек на войне.

      3. Церковь в годы войны. 

      4. Соотечественники за рубежом в борьбе с фашизмом.

      5. Культурное пространство войны.

      6. Военные будни и праздники. 

      7. Летопись культурных утрат

    • Тема 5.5 Заполнение таблицы «Создание антигитлеровской коалиции»

    • Тема 5.6 Победа СССР в Великой Отечественной войне. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.

      Вопросы

      1. Третий этап войны

      2.Проблема послевоенного устройства мира

      3.Итоги войны

    • Тема 5.7 Курский край в годы Великой Отечественной войны

    • Тема 6.1 Поздний Сталинизм

    • ХХ съезд КПСС и его значение

    • Социально-экономическое развитие СССР в 1950-1960г

    • Советское общество в 1960-1980г

    • Экономическая реформа 1965года

    • Культурное пространство повседневная жизнь. Идейная и духовная жизнь советского общества.

    • Политика разрядки 1970 годов

    • Тема 42

      • Тема 43

        • Тема 44

          • Тема 45